Правовая защита бренда в сети Интернет

17.04.2017

По мере внедрения интернет-технологий в современные бизнес-процессы все более ощутимой становится необходимость присутствия компании любого уровня и сферы деятельности в интернет-пространстве.

На сегодняшний день открытость и прозрачность информации об организациях разных секторов экономики является не только ответом на современные тенденции, но и обязательством, налагаемым органами государственной власти в целях общественного контроля их деятельности.

С одной стороны, доступность исчерпывающей информации о компании и документации о ее деятельности позволяет потенциальным клиентам ознакомиться с интересующими аспектами прямо из дома, не нуждаясь в посещении офиса.

Однако другой стороной медали становится уязвимость бренда для компаний-конкурентов. Недобросовестные организации вполне могут использовать общедоступную информацию для создания негативного информационного поля, что, несомненно, приведет к снижению клиентского потока.

В целях недопущения подобных ситуаций или ликвидации негативных последствий многие PR-агентства прибегают к практике правовой защиты бренда компании в сети Интернет.

В законодательстве Российской Федерации не существует юридического понятия «бренд», оно раскрывается через исключительные права компании на результаты интеллектуальной деятельности: «Товарный знак», «Знак обслуживания», «Фирменное наименование» и «Коммерческое обозначение».

Здесь необходимо проводить четкое разграничение понятий. Компания, выпускающая материальную продукцию, может зарегистрировать наименование своего продукта как «Товарный знак», а организация, специализирующаяся на оказании услуг, –  «Знак обслуживания» для выполняемых работ. Кроме того, юридическое название компании не обязательно должно совпадать с брендом компании, т.к. оно является названием юридического лица, которых может быть несколько, но все они будут объединены под одним брендом. Но, в любом случае, использование любого из данных наименований третьими лицами или организациями без ведома и согласия правообладателя является нарушением Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, использование товарного знака или знака обслуживания компанией-конкурентом в рекламных материалах любого характера может расцениваться как недобросовестная реклама и/или конкуренция, понятия о которых закреплены в ФЗ «О рекламе» и ФЗ «О защите конкуренции».

Чтобы избежать неприятных и довольно затяжных судебных разбирательств в данном отношении необходимо пользоваться несколькими эффективными инструментами по правовой защите бренда в сети Интернет.

В первую очередь это мониторинг интернет-пространства, систематическое наблюдение за количеством и качеством упоминаний о компании в сети. На этапе мониторинга крайне важным является системный подход к анализу текущей ситуации. Данная мера является скорее превентивной, т.к. гораздо проще предотвратить проблему, чем тратить средства и силы на ее устранение.

Если мониторинг все же выявил проблемные зоны (например, упоминания компании конкурентами или физическими лицами в целях рекламы), для оценки ситуации привлекают «тайного клиента», который совершает визит/телефонный звонок в конкурирующую компанию, чтобы выяснить детали. По итогам работы «тайного клиента» составляется подробный отчет о проделанной работе, на основании которого подтверждается или опровергается полученная ранее информация и планируются дальнейшие действия.

Одним из наиболее эффективных методов в данном инструментарии является обработка правонарушения посредством досудебного урегулирования. Если все же на предыдущих этапах подтверждается информация о нарушениях со стороны компании-конкурента, есть смысл предпринять попытку урегулировать отношения без обращения в суд, направив в адрес организации претензию. Претензионная практика достаточно эффективна, так как на этом этапе удается пресечь большинство правонарушений в Интернете.

Однако иногда конкуренты уверены в своей правоте и без судебного разбирательства не обойтись. В таком случае необходимо обращаться к квалифицированным юристам, которые помогут решить возникшую проблему.

Помимо указанных вариантов пресечения использования результатов интеллектуальной деятельности компании конкурентами в российском законодательстве существует Право на забвение.

Данное право позволяет гражданину РФ потребовать от оператора практически любой поисковой системы, кроме тех, что используются для государственных и муниципальных нужд, убрать ссылки на следующую информацию, связанную с заявителем:

  • распространяемую с нарушением законодательства;
  • недостоверную;
  • неактуальную;
  • утратившую для заявителя значение.

Таким образом, при соблюдении как минимум одного из указанных условий, ссылка удаляется из поисковых систем в срок от 1 часа до 1 суток. Данный метод применим, в том числе, как итоговая работа с поисковыми системами при реализации проектов, связанных с управлением репутацией в поисковых системах. Например, по предварительной договоренности со СМИ удаляется определенный материал, но в кэш поисковых систем он остается, а значит, продолжает транслироваться в поисковой выдаче. В таком случае стоит использовать право на забвение, которое позволит в сжатые сроки полностью удалить такую информацию из поисковой выдачи.

При создании и поддержании бренда в сети Интернет не стоит недооценивать важность чисто юридического подхода к защите делового имиджа компании, который во множестве случаев поможет сэкономить финансовые средства, а также обезопасить компанию от возможности повторения подобных ситуаций.   

Подробнее о правовой защите бренда в сети Интернет